Проблема подготовки профессиональных кадров на Дальнем Востоке всегда волновала руководство советских военно-морских и речных сил. При создании в 1935г. Тихоокеанского флота выяснилось, что среди его офицеров присутствует значительный процент так называемых «партийных выдвиженцев», т.е. людей, не имеющих высшего военно-морского образования. В обстановке постоянной угрозы нападения со стороны Японии на протяжении 1930-х. гг. такое положение дел было недопустимым.
Для изменения сложившейся ситуации в 1937г. было открыто Тихоокеанское военно-морское училище, готовившее будущих офицеров по двум специальностям – штурман и минер. Помимо учебных классов в здании учреждения находились многочисленные оборудованные лаборатории. Подготовкой офицеров, не имеющих соответствующего занимаемой должности образования, стали заниматься Параллельные курсы Тихоокеанского военно-морского училища. Политработников флота готовили Военно-политические курсы, а интендантов выпускали военно-хозяйственные курсы.
Политической необходимостью стало появление в дальневосточном регионе Курсов военных переводчиков Тихоокеанского флота, на которых готовили квалифицированных военных переводчиков с китайского и японского языков.
Подготовкой специалистов рядового состава занимались Учебный отряд Тихоокеанского флота и Учебный отряд подводного плавания. Помимо этого, рядовой и младший начальствующий состав готовились в Новосибирской военно-морской школе запаса Тихоокеанского флота. Специалисты для строительных частей флота проходили подготовку в Школе младшего командного состава строительного корпуса. Минеры, торпедисты, комендоры, артиллерийские электрики обучались в Школе оружия Учебного отряда. Существовали Школы санитарных инструкторов, шоферов, кузнецов, электромехаников.
Кроме того, Амурская флотилия имела собственную Электромашинную школу учебного отряда.
Для укрепления Тихоокеанского флота и Амурской флотилии на Дальний Восток были направлены из европейской части России молодые офицеры, получившие высшее военно-морское образование, которые участвовали в деятельности новых учебных заведений. Именно на Тихом океане проходили службу Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, адмиралы флота В.А. Касатонов, С.М. Лобов, Н.Д. Сергеев, адмиралы В.А. Алексеев, В.А. Андреев, И.И. Бойков, Н.Е. Басистый, Н.И. Виноградов, А.Г. Головко, Ф.С. Октябрьский, А.Е. Орел, А.В. Рассохо, Н.И. Смирнов, А.Т. Чабаненко, С.Е. Чурсин, Н. И. Шибаев, вице-адмиралы Н.П. Египко, В.Н. Иванов, Ю.П. Ковель, А.В. Кузьмин, Л.А. Курников, А.Т. Кучер, П.П. Михайлов, Л.Н. Пантелеев, А.И. Петелин, И.А. Поликарпов, П.В. Синецкий, В.И. Сурабеков, М.Г. Томский, В.Ф. Чалый, Г.Н. Холостяков, В.А. Чекуров, Г.И. Щедрин, В.А. Ципанович, контр-адмиралы М.И. Арапов, А.И. Бледнев, Д.А. Вершинин, А.А. Галицкий, Н.В. Кошкарев, А.М. Стеценко, Н.И. Цирульников, Д.С. Могильный, А.И. Родионов, В.И. Савич-Демянюк, В.Д. Яшков, инженер-контр-адмиралы В.Ф. Бурханов, Г.В. Дробышев, А.Д. Лошнов, В.В. Филиппов, капитаны 1-го ранга П.Я. Смирнов, А.Я. Цыпник, Д.И. Лопатко, П.А. Чичерин и др.
Большую школу партийно-политической работы прошли на Тихоокеанском флоте адмиралы В.М. Гришанов, М.Н. Захаров, Я.Г. Почупайло, Ф.Я. Сизов, вице-адмиралы И.И. Азаров, В.А. Лизарский, генерал-лейтенанты Г.Ф. Быстриков, В.В. Виноградов, Г.Ф. Зайцев, контр-адмиралы А.С. Бабушкин, В.М. Балев, П.И. Белоусов, П.А. Быков, Н.В. Винокуров, П.И. Вырелкин, Н.П. Зарембо, Д.К. Игнатьев, А.Г. Калужский, Л.В. Серебрянников, К.Т. Серин, В.В. Стрельцов, Ф.К. Кижняк, А.С. Фатигаров, генерал-майор Д.И. Савелов, генерал-майор авиации Л.Н. Пурник, капитаны 1-го ранга А.Е. Фомичев, Ф.Т. Кадушкин, В.В. Корякин, М.К. Голщапов, полковники А.С. Алексашин, С.С. Боляскин, И.Ф. Исаев, Л.Л. Чистый и многие др.
В феврале 1936г. 103 младших командира из соединения подводных лодок обратились в открытом письме к личному составу флота с призывом последовать их примеру и влиться в ряды сверхсрочнослужащих. В следующем году с призывом к подлежащим увольнению в запас морякам обратился Военный совет флота. На эти призывы откликнулись сотни младших командиров. Достаточно сказать, что на Тихоокеанском флоте таких младших командиров насчитывалось более тысячи человек. Впоследствии многие из них поступили в военно-морские училища, на курсы политработников. Некоторые из зачисленных на сверхсрочную службу в будущем заняли высокие командные должности.
Создание разветвленной сети учебных заведений Тихоокеанского флота и Амурской флотилии позволило подготовить профессиональные военно-морские кадры и в какой-то мере компенсировать результаты репрессий 1938 – 1939гг. Известно, что к началу 1939г. на Тихоокеанском флоте было арестовано около 50 старших морских офицеров. Среди них капитан 2-го ранга А.К. Пашковский, военный инженер 1-го ранга С.Н. Котылевский, бригадный комиссар Д.А. Сергеев, капитан 3-го ранга Д.И. Тютчев. Деятельность учебных заведений флота и подготовка ими кадров из сверхсрочников была особенно актуальна из-за возможной военной агрессии Японии на советском Дальнем Востоке.
|