Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЯПОНСКАЯ СУНГАРИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
 
Японская Сунгарийская флотилия стала создаваться после захвата Маньчжурии в сентябре 1931г. Ее основным противником предполагалась Амурская флотилия.
Штаб Отдельной Краснознаменной дальневосточной армии 6 апреля 1930 г. уже предвидел скорую операцию японских войск в Маньчжурии, поэтому в штаб Дальневосточной флотилии был направлен запрос: 'Предоставить точный перечень судов японского флота, могущих плавать по Амуру:
а) до Мамалыжа.
б) до Хабаровска.
Норма возможного количества японских судов, могущих принять участие в бою на реке Амур, учитывая ее ширину и прочее. Имеются ли у японцев такие авиаматки, которые могут войти в Амур. Каковы реальные возможности для японцев переброски в Амур военно-речной флотилии с Янцзы. Насколько высоко по Амуру могут подниматься корабли нашей флотилии (мониторы, канонерки) и японские'. (1., Ф. 417. Оп. 9. Д. 6. Л. 40.).
Ответ на запрос командующий Дальневосточной флотилией Я.И. Озолин представил на следующий день: 'До Мамалыжа могут подниматься суда японского флота: крейсер 'Юбари', минный заградитель 'Цукусима', любые из эскадренных миноносцев 1-го и 2-го ранга, тральщики '? 1', '? 2', '? 3', '? 4', '? 5', '? 6', '? 7', '? 8', '? 10', ? 11', '? 12', суда заграничной эскадры в Китае - канонерские лодки 'Атака', 'Сага', 'Сета', 'Катада', 'Ходзу', 'Хира'.
Примечание: крейсер 'Юбари' хотя и может по осадке подниматься по Амуру, но благодаря своей длине и большому радиусу циркуляции маневрировать не способен и может быть использован в основном только как плавучая батарея, так что, вообще говоря, его появление на Амуре маловероятно.
До Хабаровска могут подниматься тральщики '? 1', '? 2', '? 3', '? 4', '? 5', '? 6', '? 7', '? 8', '? 9', '? 10', '? 11', '? 12', канонерские лодки заграничной эскадры в Китае: 'Атака', 'Сага', 'Сета', 'Катада', 'Ходзу', 'Хира'. При высокой воде до г. Хабаровска могут дойти все эскадренные миноносцы, но с затруднениями на перекатах.
Речные канлодки японского флота могут развернуться на нижнем плесе р. Амур в числе 3 - 4-х, но эти корабли вообще, нужно полагать, боя с мониторами принимать не станут, т.к. они не сильнее канонерских лодок Китайской Сунгарийской флотилии ('Ли-Суй, 'Ли-Дзи').
Авиаматками, могущими войти в Амур, Япония не обладает.
Переброска в Амур военно-речных сил Японии с реки Янцзы возможна, но, имея в виду недостаточную их боевую мощь, следует считать, что на нижнем плесе реки Амур они могут быть использованы лишь в качестве вспомогательной силы. Кроме того, к этому Япония может прибегнуть лишь в том случае, если сможет заменить переброшенные в Амур канлодки другими, одинаковыми по осадке судами.
Канонерские лодки Дальневосточной военной флотилии в состоянии подниматься в большую воду до села Покровка и до Сретенска. До Благовещенска - в любую воду. Мониторы лишь до Благовещенска, почти в любую воду.
Из имеемых же у Японии судов, могущих плавать по Амуру, нет ни одного способного подняться дальше Хабаровска (не считая 5 - 6 незначительных по осадке и вооружению канлодок флотилии реки Янцзы, могущих подниматься вверх по Амуру до тех же пунктов, что и наши канонерские лодки)'. (1., Ф. 417. Оп. 9. Д. 6.. Лл. 42 - 44.).
Возможности японо-маньчжурских морских сил оценил теоретик флота В.А. Белли: 'Японо-маньчжурская речная флотилия на Сунгари насчитывает в настоящее время 5 восстановленных китайских канонерских лодок, 10 - 13 вооруженных пароходов и 10 - 15 катеров. Японские империалисты весною 1933 г. купили лучшую в Харбине судостроительную верфь, где сейчас ведется сборка построенных в Японии канонерских лодок, а также и постройка их. По кораблестроительной программе Сунгарийская флотилия в ближайшее время будет пополнена 2 канлодками по 200 т., 6 - по 60 т. и 20 катерами. Корабли малого водоизмещения, очевидно, предназначены для боевых действий в мелководных районах Амурского бассейна.
Намечается также организация морских сил Маньчжоу-Го из числа кораблей, которые Япония обязана уничтожить согласно заключенных ею международных договоров. В связи с развертыванием речных и морских сил в Чанчуне образовано морское управление Маньчжоу-Го, а в Харбине создано военно-морское училище. Резервисты японского флота переселяются в большинстве в Маньчжурию. Существуют проекты построения, в частности усовершенствование порта Хулудого в Чжилийском заливе'. (2., С. 92.).
Помимо этого в своем докладе 'Японская агрессия на Дальнем Востоке', относящемся к 1934 г., В.А. Белли приводит ценные сведения о составе военно-речных сил Маньчжоу-Го: '20 канонерских лодок, 5 сторожевых кораблей, 12 вооруженных пароходов. Большинство из кораблей Маньчжоу-Го были сделаны на японских верфях'. (2., Ф. 2224. Оп. 1. Д. 89. Личный фонд В.А. Белли. Л. 26.). Мы видим, что японцы придавали большое значение развитию военно-речных сил в бассейне реки Амур.
К августу 1945г. военно-речные силы японцев или Сунгарийская речная флотилия (СРФ) формально входили в состав вооруженных сил Маньчжоу-Го. Фактически вся деятельность флотилии направлялась представителем штаба главкома Квантунской армии Судо Кэндзи, который являлся советником у командующих СРФ генерал-лейтенанта Цао Бин-Сэн и 4-ым военным округом маньчжурской армии, а также у начальников всех военно-учебных заведений в городе Харбин.
Отсюда можно сделать вывод, что командование флотилией состояло из людей, относящихся к сухопутным родам войск. Такое положение вещей подтверждают следующие данные. Штаб флотилии почти на 70% был укомплектован офицерами японской армии и флота, а на всей флотилии японских офицеров, из которых значительная часть не имела никакого отношения к военно-морскому делу, сильно снижал боеспособность Сунгарийской флотилией по сравнению с советскими военно-речными силами, где подавляющее большинство командного состава было представлено кадровыми офицерами флота.
Стоит добавить, что командующий СРФ по своим правам приравнивался к командующему военным округом Маньчжурии. Начальником штаба у него был генерал-майор японской армии Иван Бунго. Боевая мощь СРФ слагалась из кораблей и частей морской пехоты. На 8 августа 1945г. в состав СРФ входило 29 боевых кораблей и катеров, в том числе 4 башенные канлодки, 12 бронекатеров, 12 сторожевых катеров и одна учебная канлодка.
Основным вооружением канонерских лодок были 120- и 72-мм. универсальные орудия и спаренные 13,2 - мм зенитные пулеметы. На бронекатерах были установлены 75- и 37-мм. орудия и станковые пулеметы, на сторожевых катерах - по 2-3 станковых пулемета. На учебной канонерской лодке было два 70-мм. орудия и 4 станковых пулемета.
Кроме указанного вооружения, канонерские лодки могли принимать 30-80 мин различных типов, а учебная канонерская лодка - 30-40 мин. Основным ядром флотилии являлись канлодки типов 'Дин-Бянь' и 'Шун-Тян'. Это были современные боевые корабли, по своим тактико-техническим качествам полностью отвечающие условиям данного речного театра. Имея водоизмещение 270-290 тонн, длину 60 м., ширину 8 м., осадку 0,9-1,2 м., по два главных двигателя, работающих на жидком топливе, корабли могли развивать скорость по течению 35 км/час, против течения - 25 км/час. Экипаж каждого корабля составлял 60 человек.
Необходимо также учесть, что в составе речного торгового флота Северной Маньчжурии насчитывалось 134 парохода различных типов (в том числе 30 пассажирских) и 281 баржа водоизмещением от 100 до 800 тонн, которые в случае войны могли составить резерв для пополнения боевого состава судов военной флотилии.
Основной организационной тактической единицей СРФ был отряд, состоявший из двух кораблей. Весь корабельный состав был сведен в пять боевых и восемь сторожевых отрядов. В свою очередь отряды были сведены в маневренные соединения - 1-ю и 2-ю дивизии кораблей, которые составляли эскадру.
Морская пехота СРФ состояла из трех полков общей численностью более 2 тыс. человек. Полки предназначались для десантных операций и поэтому имели на вооружении десантные средства общей численностью до 50 десантных мотоботов грузоподъемностью по 30 человек каждый, 60 малых десантных моторных лодок грузоподъемностью 15 человек каждая и 20 малых и больших резиновых надувных лодок.
1-й и 3-й полки морской пехоты были расквартированы в районе города Харбина, 2-й полк дислоцировался на маневренную базу Фунцзинь. Отряды из этого полка, по 20 человек каждый, находились в Хэйхэ (Сахалян, напротив Благовещенска) и Хутоу (река Уссури, напротив Имана).
СРФ располагала также учебным отрядом численностью до 550 человек и тылом численностью до 100 человек. При штатной численности флотилии 4200 человек к началу войны, 9 августа 1945г., в ее составе находилось 3250 человек.
Главная база японских военно-речных сил находилась в городе Харбине, где располагались штаб флотилии, учебный отряд, судоверфи и мастерские, госпиталь и другие береговые учреждения.
Основными маневренными базами флотилии были Саньсин, Цзямусы, Фуцзинь (все на реке Сунгари), Хэйхэ (Сахалян) на реке Амур и Хутоу на реке Уссури.
С 1941г. для всего личного состава СРФ была введена сухопутная форма одежды, аналогичная армии Маньчжоу-Го. (3., С. 35 - 37.).
В сравнении с советской Амурской флотилией возможности японской речной флотилии были во много раз ниже. Однако командование КАФ во время советско-японской войны при планировании операций, особенно на главном Сунгарийском направлении, не могло не считаться с японской флотилией. В боевом строю Амурской флотилии стояло: 6 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 7 минных катеров, 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков. Всего со специальными вспомогательными судами насчитывалось 143 боевых единицы. (4., С. 157.). При таком серьезном перевесе Сунгарийская флотилия не смогла оказать серьезного сопротивления, что привело к потоплению и захвату ее кораблей более подготовленными к боевым действиям в бассейне реки Амур советскими моряками.


Литература:
1)Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ).
2)Белли В.А. Япония 'осваивает' Маньчжурию // Морской сборник. 1933. ? 12.
3)Амурцы на защите рубежей Отечества: Воспоминания ветеранов Краснознаменной Амурской флотилии. Сборник. / Сост. и отв. ред. Горшков Н.И.; Лит. обраб. Тарского Ю.С. Изд.: 'Орлов и сын'. - М., 1996.
4)Багров В.Н., Сунгоркин Н.Ф. Краснознаменная Амурская флотилия. Изд.: Воениздат. - М., 1976.

 
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Сайт творчества Виктора Пелевина RETRANSLATOR - информационный портал - интернет-каталог - RSS каталог
 


Деятельность агентства недвижимости Москва | В нашем магазине в большом ассортименте представлены запчасти Pajero | Установка и производство стальных дверей