Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
М.П. Фриновский как инициатор репрессий на дальневосточном флоте.
 
Первая волна репрессий обрушилась на Военно-морские силы страны в 1937г. Несмотря на то, что репрессии носили разрушительный характер, они мало затронули руководящий состав флота. Особенно заметно такой подход проявился на Дальнем Востоке, где явно ощущался недостаток даже в младших офицерах. Тем более что Тихоокеанский флот и Амурская флотилия из-за удаленности от европейской части страны не в достаточной мере испытали на себе удар карающих органов.
Основные репрессии развернулись на Тихоокеанском флоте после директивы наркома РККФ М.П. Фриновского (бывшего заместителя наркома внутренних дел) от 6 июля 1938г., которой предписывалось, чтобы соответствующие начальники в 7-дневный срок всесторонне подготовились к проведению массовых оперативных мероприятий по изъятию противников советской власти, а заодно церковников, сектантов, подозреваемых в шпионаже, проживавших на территории региона немцев, поляков, корейцев, финнов, эстонцев и т.д.
Уже 27 июля М.П. Фриновский, хотевший возвратить себе расположение И.В. Сталина, направил в Москву победный рапорт о том, что ему к данному моменту удалось распознать и обезвредить целых 66 вражеских агентов из числа руководящего состава Тихоокеанского флота.
У западных историков бытует мнение о том, что наряду с искоренением скрытой оппозиции И.В. Сталин решил избавиться от сторонников оборонительной доктрины флота, которые считали, что надо использовать минные поля, торпедные катера, подводные лодки и самолеты для отражения вторжения с моря. В результате все сторонники оборонительной стратегии были уничтожены во время репрессий, а на их место были назначены адмиралы и офицеры, поддерживающие идею создания мощного океанского флота, после чего особое внимание стали уделять вопросам перевооружения и строительства больших боевых кораблей.
Несостоятельность такого взгляда на проблему репрессий в рядах командного состава ВМФ легко доказать. Тихоокеанский флот по корабельному составу был намного слабее Балтийского и Черноморского флотов, на Дальнем Востоке отсутствовали крейсера и линкоры. В состав флота входили эскадренные миноносцы, тральщики, минные заградители, торпедные катера и подводные лодки. На улучшение ситуации в ближайшие несколько лет рассчитывать не приходилось. Судостроительная промышленность пока еще не могла обеспечить флоты страны достаточным количеством крупных кораблей, поэтому командный состав Тихоокеанского флота не мог вести дискуссии по проблеме преимущества мощного океанского флота над флотом береговой обороны. Из-за отсутствия крейсеров и линкоров такие споры были лишены всякого смысла. Если говорить о самих репрессиях, то очевидно желание М.П. Фриновского в короткие сроки изолировать от общества значительное количества врагов народа и полное пренебрежение со стороны следователей к взглядам обвиняемых на теорию развития флота.
Флагманы флоты М.В. Викторов, Г.П. Киреев и начальник политуправления Г.С. Окунев были приговорены к расстрелу.
После репрессий командного состава флота органы НКВД переключились на старших офицеров. Причем им удалось найти целых два серьезных повода для выявления врагов советской власти в рядах ВМФ. С 28 июня по 1 августа 1937г. Тихоокеанский флот выполнял почетную дипломатическую миссию по организации дружеского визита Азиатской эскадры США во Владивосток. Во время визита произошел целый ряд встреч американских и советских офицеров, что, по мнению следователей, выглядело как налаживание связей с иностранной разведкой. Намного более перспективной темой для следствия стало крушение в ноябре 1938г. у мыса Кабарга в Японском море новейшего эсминца 'Решительный'. Потеря современного корабля сильно ослабила малочисленный Тихоокеанский флот и свидетельствовала о преднамеренном вредительстве. В Российском Государственном архиве Военно-Морского Флота хранится целый комплекс материалов о катастрофе у мыса Кабарга: докладная записка, стенограмма и протоколы допросов, акты, выписки из вахтенного журнала, карты перехода, фотоснимки. Такой объем документации возможен только при серьезном расследовании, с целью найти мотивы вредительства. Во время доклада 20 декабря 1938г. командующего Тихоокеанским флотом Н.Г. Кузнецова на главном военном совете о действиях в период хасанского конфликта нарком РККФ М.П. Фриновский в ультимативной форме потребовал объяснений по поводу катастрофы с эсминцем 'Решительным'. Объяснение Н.Г. Кузнецова было убедительным, с морской точки зрения грамотным и, видимо, произвело положительное впечатление на И.В. Сталина. Именно речь комфлота склонила комиссию к объективному выводу о природных условиях дальневосточного морского театра как основной причине гибели корабля. В результате командир эсминца капитан 2-го ранга С.Г. Горшков не понес никакого наказания. Впоследствие Н.Г. Кузнецов спас от репрессий еще несколько офицеров своего флота, что в то время было настоящим гражданским подвигом. Помимо этого эпизода Н.Г. Кузнецову принадлежит заслуга в том, что военные прокуроры признали климатические условия причиной целого ряда авиакатастроф и крушений подводных лодок.
Однако спасти комфлоту удалось не всех. К началу 1939г. на Тихоокеанском флоте было арестовано около 50 старших морских офицеров. Среди них капитан 2-го ранга А.К. Пашковский, военный инженер 1-го ранга С.Н. Котылевский, бригадный комиссар Д.А. Сергеев, капитан 3-го ранга Д.И. Тютчев. Иногда обвинения ретивых следователей звучали слишком абсурдно. Если офицер не был связан с иностранной разведкой, то вполне, как интендант 2-го ранга И.Н. Аракин, мог хранить и распространять среди сослуживцев троцкистскую литературу, что каралось 5-ю годами тюремного заключения.
Фактически все репрессии на советском дальневосточном флоте были задуманы и осуществлены М.П. Фриновским с целью оправдаться перед руководством страны из-за потери должности в НКВД, но все его усилия не увенчались успехом, вскоре палач военных моряков был репрессирован.
 
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Сайт творчества Виктора Пелевина RETRANSLATOR - информационный портал - интернет-каталог - RSS каталог
 


Деятельность агентства недвижимости Москва | В нашем магазине в большом ассортименте представлены запчасти Pajero | Установка и производство стальных дверей